Выберите статус

    Боль, усталость, анемия и нарушения сна могут быть самыми ранними симптомами РС

    Исследователи из Университета Британской Колумбии в Канаде изучили, могут ли такие симптомы, как усталость, нарушения сна, анемия и …
    Боль, усталость, анемия и нарушения сна могут быть самыми ранними симптомами РС

    Исследователи из Университета Британской Колумбии в Канаде изучили, могут ли такие симптомы, как усталость, нарушения сна, анемия и боль, быть продромальными симптомами РС, то есть симптомами, которые могут проявиться до более классических симптомов заболевания. Ученые выбрали именно эти четыре симптома, так как они относительно распространены среди пациентов с уже диагностированным РС.

    Команда исследователей изучила данные пациентов из разных когорт пациентов: административной и клинической. Из административного регистра было включено 6863 пациента с РС (к ним было подобрано 31 865 участников-добровольцев из группы контроля), а из клинического регистра — 966 пациентов с РС (к ним было подобрано 4534 добровольца из группы контроля). Доля женщин в обеих группах составила 70%. Средний возраст в клинической когорте был меньше, чем в административной: 37 против 44 лет.

    Наиболее распространенными состояниями среди пациентов с РС из административного регистра в течение 5-летнего периода до появления симптомов РС были боль (50.2%), нарушения сна (7.7%), анемия (3.4%) и утомляемость (2.5%). В контрольной группе распространенность этих состояний была ниже: боль встречалась в 33.3% случаев, нарушения сна — 3.1%, утомляемость — 0.8%.

    У пациентов клинического регистра наиболее распространенным состоянием среди пациентов с РС в течение 5-летнего периода до появления симптомов РС также были боль (53.1%), нарушения сна (3.3%), анемия (1.6%) и утомляемость (1%). В контрольной группе для клинического регистра боль стала единственным показателем со значимо меньшей распространенностью, чем в группе пациентов с РС (42.8%). Распространенность нарушений сна (2%), анемии (2%) и утомляемости (1.8%) была такая же, как и в группе пациентов с РС.

    В административной когорте риск возникновения усталости за 5 лет до первого демиелинизирующего события был в 3.37 раза выше среди пациентов с РС, чем в контроле. Различия также наблюдались и для нарушений сна (в 2.61 раза), и для боли (в 2.15 раза), и для анемии (1.53 раза). В клинической когорте риск нарушений сна среди пациентов с РС был выше в 1.72 раза, а риск боли — в 1.53 раза. Значимых отличий по показателям усталости и анемии не наблюдалось. При исключении диагностического кода 01А BC (British Columbia administrative health data) риски нарушений сна становились меньше для административной когорты (1.92), а в клинической когорте результаты становились незначимыми. Дальнейшая коррекция на сопутствующие заболевания в обеих группах значимо не изменила оценку и интерпретацию результатов.

    При коррекции результатов на пол, возраст и социоэкономический статус в административной когорте было обнаружено, что риск анемии у мужчин с РС в 2.4 раза превышал риск анемии для мужчин из контрольной подгруппы. Для женщин риск анемии был менее выраженным, но значимым — риск увеличивался в 1.23 раза. Для пациентов младше 30 лет риск болевого синдрома у пациентов с РС был в 1.76 раза больше, чем у участников исследования без РС, в возрасте от 30 до 50 лет — больше в 2.14 раза, а для пациентов старше 50 лет — больше в 2.35 раза.

    Лучшее понимание самых ранних симптомов РС и более точное определение продромального периода болезни может помочь в создании ранних методов диагностики. Чем раньше будет поставлен верный диагноз, тем раньше начнется лечение. Напомним, что более раннее начало лечения связано с более лучшими результатами.


    Источники